Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Дата: 3 февраля 2017 в 13:11, Обновлено 26 февраля 2018 в 20:54

На базе государственного учреждения образования с 2012 года работает пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП).

Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 15), «Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011 №131, методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012, инструктивно-методическим письмом  «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013-2014 учебном году».

Занятия с воспитанниками, учащимися проводит учитель-дефектолог Войткевич Наталья Викторовна (образование высшее, учитель первой квалификационной категории, стаж работы в должности 34 года)

График работы учителя-дефектолога

Вторник, пятница:  9.00-16.00

Четверг: 9.00-13.00

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью  деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, которые имеют стойкие или временные трудности в освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.

Задачами пункта являются:

изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;

формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи.

В первую очередь в состав пункта коррекционно-педагогической помощи  зачисляются дети, нарушения психофизического развития которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного, общего среднего образования. 

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в  центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР) с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на ПКПП для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Зачисление обучающихся в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, на основании следующих документов:

заявления законного представителя обучающегося;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Для получения заключения необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР. Выпуск детей с артикуляторно-фонетической дислалией проводится на основании заключения учителя-дефектолога пункта.

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи

Комплектование групп пункта осуществляется в начале учебного года с 1 по 15 сентября.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося.

В ПКПП могут проводиться групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.

Периодичность посещения занятий обучающимися 2-4 раза в неделю.

Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования.  Во время каникул коррекционно-педагогические занятия не проводятся.

Основные направления работы:

исправление звукопроизношения;

совершенствование грамматического и лексического строя речи;

развитие фонематических процессов;

развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики-формирование эффективных способов усвоения учебных умений и навыков. В работе используются разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Учитель-дефектолог ПКПП на основе изучения индивидуально-типологических особенностей обучающихся разрабатывает планы коррекционно-педагогической помощи на группу, подгруппу и индивидуальные. Проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР. 

В каком случае надо обращаться к дефектологу

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

За более подробной информацией вы можете обратиться

к учителю-дефектологу Войткевич Н.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.