Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Характеристика проекта

Дата: 12 декабря 2017 в 14:46, Обновлено 12 декабря 2017 в 15:12

Информационная характеристика проекта

Название проекта: Внедрение модели  формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной  деятельности:

1. Государственное учреждение образования «Средняя школа №3г. Сморгони», ул. Я.Коласа,15, тел. (801592)2-25-95

2. Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Сморгони», ул. Синицкого, 9, тел. (801592) 5-15-01

3. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Сыроваткинский ясли-сад - средняя школа», тел. (801592) 4-17-88

Обоснование  актуальности и целесообразности

 инновационной деятельности по теме   проекта

В Концепции  учебного предмета «Иностранный язык» (автор Н.П.Баранова, ректор Минского  государственного лингвистического университета) указано, что «роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяется особенностями современного социального заказа,  ориентирующего на такое изучение языков,  которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства общения между людьми-носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур».

Создание лингводидактических систем, отвечающих потребностям сегодняшнего дня, осуществляется с учетом того, что в Республике Беларусь владение иностранными языками рассматривается как важный фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса.

Среди проблем, обращающих на себя внимание государства и современных исследователей в области педагогической науки, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного обучения и воспитания с учетом  многочисленных изменений, затронувших все сферы общества. Одной из таких проблем является проблема формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся.

Коммуникативное поведение рассматривается учеными как совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Его основу составляет вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях, то есть речевой этикет. Речевой этикет любого народа сочетает в себе национальные, интернациональные и общемировые особенности. Высокий уровень сформированности культуры речевого этикета позволяет личности прочувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином поликультурной страны, субъектом мировой цивилизации. Увеличение контактов между различными народами обусловливает потребность отдельных личностей, общества и государства в осуществлении такого общения людей — представителей различных лингвокультурных общностей, которое способствовало бы облегчению контактов. Это становится возможным при наличии у людей высокой  культуры коммуникативного поведения.                 

Культура коммуникативного поведения - это осуществление эффективной коммуникативной деятельности при общении с представителем своей или другой национальности, предполагающее проявление соответствующих качеств личности в процессе общения, опирающееся на знания особенностей общения в различных ситуациях, умения и навыки эффективного применения знаний на практике.

Формирование культуры коммуникативного поведения у школьников в процессе изучения иностранного языка является важным компонентом педагогического процесса в учреждениях образования, поскольку направлено на развитие личностных качеств  (вежливости, внимательности, тактичности, доброжелательности, выдержанности, открытости, терпимости, готовности к общению и др.), составляющих основу базовой культуры личности и необходимых для успешной социализации учащихся. Однако особую тревогу вызывает состояние общей культуры подрастающего поколения. Грубость, развязность, небрежность речи и преобладание в ней жаргона и ненормативной лексики становятся характерными для значительной части молодежи. Причинами этого являются стремление к независимости, самостоятельности, незнание молодежью правил поведения в различных ситуациях, в коллективе, в общественных местах, пренебрежение к ценностям этикета, неуважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, тревожная тенденция дефицита культуры общения с представителями своей и иной лингвокультурной общности, а также ориентация на лжеценности.

Успешная социализация личности возможна лишь  при наличии у человека достаточного уровня сформированности культуры коммуникативного поведения.

Процесс изучения иностранного языка (в силу своей специфики) имеет большие возможности для формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся. Его воспитательный потенциал заложен в таких средствах, как формулы речевого этикета, аутентичные тексты, содержащие стандартные речевые ситуации (монологи и диалоги), страноведческий материал. Освоение учащимися норм  немецкого речевого этикета и их соблюдение в стандартных коммуникативных ситуациях способствуют переносу этих норм в ситуации общения на родном языке и тем самым формированию у подростков культуры коммуникативного поведения.

Изучение деятельности учителей иностранного языка района по национальным учебно-методическим комплексам показало, что учителя школ испытывают  трудности в формировании  культуры коммуникативного поведения у учащихся. Педагоги осознают значение и роль содержания образования в области «Иностранный язык», но недостаточность знаний и умений в области теории и технологии решения педагогических задач не позволяет им в полной мере использовать педагогический потенциал иностранного языка в воспитании современных школьников. Перспективными, на наш взгляд, представляются усилия, направленные на рассмотрение вопросов, связанных с совершенствованием подготовки   учителей, более качественным отбором материала для формирования культуры коммуникативного поведения у школьников  в процессе изучения иностранного языка, оптимизацией всего учебно-воспитательного процесса с целью достижения поставленной цели. Однако в педагогической теории остается недостаточно разработанной проблема формирования у подрастающего поколения культуры коммуникативного поведения в процессе изучения иностранного языка, тогда как в нем заложены потенциальные возможности формирования у школьников мотивации освоения норм поведения в обществе, что отразилось  на состоянии педагогической практики. Таким образом, возникают противоречия между: объективной необходимостью  формирования культуры коммуникативного поведения у подростков в процессе изучения иностранного языка и недостаточной разработанностью теоретических основ и методики проведения этой работы в условиях современного образовательного учреждения; высоким педагогическим потенциалом иностранного языка в воспитании современных школьников и недостаточностью  знаний и умений у педагогов в области теории и технологии формирования коммуникативного поведения у учащихся; объёмом иноязычных знаний учащихся и недостаточным умением активно использовать их в социальной и межкультурной коммуникации.

Названные  противоречия обусловили  выбор проблемы инновационной деятельности.

Значимость   данной темы объясняется ещё и тем фактом, что описание коммуникативного поведения народа  стало весьма актуальным в связи с  расширением межнациональных контактов,  активным развитием коммуникативной и антропоцентрической лингвистики, повышенным  интересом к межкультурной коммуникации и межкультурному пониманию, национальной самобытности разных народов     . В «Декларации принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.          

Актуальность темы проекта обусловливается тем, что   образовательный стандарт по иностранному языку для всех ступеней нацелен на  обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны  и является   в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету.

Приобщение к культуре другого народа не только позволяет сделать  изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.

Проект предусматривает осуществление деятельности по формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся как на уроках иностранного языка, так и во внеучебной деятельности.                       В качестве иностранных языков будут являться английский и немецкий, наиболее популярные  среди подростков и молодежи, опираясь на которые  учителя смогут сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к овладению английским (немецким) речевым этикетом, а через него  и нормами коммуникативного поведения, принятыми в  странах изучаемого языка. Обучение коммуникативному  поведению,  характерному  для изучаемой лингвокультурной общности, доминантным чертам коммуникативного поведения как вербального, так и невербального, будет осуществляться наряду с обучением  чтению,  письму, говорению, аудированию и переводу.                                                                   

Вербальное коммуникативное поведение в значительной степени  будет усвоено продуктивно. В невербальном коммуникативном поведении продуктивный аспект будет значительно меньше. Остальные невербальные средства могут быть усвоены рецептивно. Будет обращено внимание на этикетное,  культурное невербальное поведение, чтобы научить учащихся избегать неадекватного или оскорбительного для другого народа невербального поведения. Социальный символизм будет усвоен преимущественно рецептивно.                                                                

Новизна проекта будет заключаться в том, чтобы полнее  раскрыть потенциал коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социо-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной)  и определить средства  формирования  культуры коммуникативного поведения у учащихся (формулы речевого этикета, аутентичные тексты, содержащие стандартные речевые ситуации    и страноведческий материал).        

О готовности учреждения образования к инновационной  работе свидетельствует высокий уровень профессионализма педагогов:   в школе работает  учитель немецкого языка, имеющий высшую категорию и    большой опыт работы.  Учитель немецкого языка проходила стажировку по линии института Гёте в Германии.  В 2013 учебном году Беницевич Л.Б. участвовала в  образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы дошкольного и общего среднего образования по международной программе профессиональной мобильности работников образования Республики Беларусь  «Современные модели управления образовательными практиками на примере учебных заведений Беларуси, Германии и Франции».                          

Учащиеся школы имеют опыт общения с  иностранными ровесниками: на протяжении ряда лет ведется переписка и обмен информацией со школой г. Штайнен (ФРГ). Учительница данной школы  Магда Бразе в 2014 года провела несколько встреч с учащимися ГУО «Сыроваткинский ясли-сад-средняя школа».

Налажено сотрудничество с институтом Гёте в  г. Минске.  В 2014 году по линии института Гёте школа принимала участие в международном проекте  «LeWiS».  В 2014 году учитель школы приняла участие в семинарах при институте Гёте по темам: «Berufssprache Deutsch“, „Interkulturelles Leben“, „Lieder im Unterricht“, „Spielfilm im Unterricht“.  По линии института Гёте в 2013-2014 и 2014-2015 г.г. в школу поступило более 40 единиц методической и художественной литературы, 4 художественных фильма с методическими материалами по их использованию. При спонсорской поддержке института Гёте проходит ежегодный общешкольный конкурс «Песня для Евровидения» и Неделя немецкого языка.

В учреждении образования имеется необходимое материально-техническое обеспечение:  лингафонный кабинет,  мультимедийная установка, интерактивная доска, мобильный компьютерный класс, информационно-библиотечный центр. 

Цель: повышение уровня  культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»

Задачи:

1. Внедрить модель формирования коммуникативной культуры у учащихся средствами предмета «Иностранный язык».

2. Осуществить отбор эффективных форм, средств, методов и технологий анализа и освоения коммуникативной культуры поведения в контексте предмета и «Иностранный язык».

3. Обосновать педагогические условия эффективности внедрения  модели  формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся в процессе изучения иностранного языка:

- перенос учащимися умений соблюдения норм речевого немецкого этикета в среду повседневного общения;

- методическое обеспечение учебного процесса, актуализирующего процесс освоения учащимися формул речевого этикета;

- подготовку учителей иностранного языка к формированию культуры коммуникативного поведения у школьников;

- повышение мотивации у школьников к формированию культуры коммуникативного поведения).  

4.  Разработать  научно-методические и практические рекомендации для педагогов  общего среднего образования по  формированию  культуры коммуникативного поведения средствами предмета «Иностранный язык».

Описание  структуры и содержания

внедряемого инновационного проекта

Важным средством повышения уровня сформированности культуры коммуникативного поведения у школьников является научно обоснованная модель  формирования культуры коммуникативного поведения у  учащихся в процессе изучения иностранного языка.

В структуру модели  формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся  в процессе изучения иностранного языка входят следующие взаимосвязанные компоненты: цель, закономерности, принципы,  содержание, формы, методы, средства и результат.

Цель является основным компонентом, систематизирующим данную модель. Она заключается  в формировании культуры коммуникативного поведения у учащихся и направлена на достижение конечного результата - повышение уровня сформированности культуры коммуникативного поведения у школьников. Цель определяет содержание работы школы по формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся  в процессе изучения иностранного языка.

Важным компонентом модели  формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся  являются закономерности, которые отражают целостность процесса обучения иностранному языку (обучение чтению, письму, говорению, восприятию и пониманию речи на слух, переводу, коммуникативному поведению). Разные виды речевой деятельности, формирование культуры коммуникативного поведения предусматривают связь между процессами обучения, развития, воспитания, самовоспитания, между деятельностью субъектов и объектов педагогического процесса, связь между коллективом и личностью в педагогической системе.

Закономерности находят свое конкретное выражение в принципах.  В контексте целостного процесса обучения иностранному языку  определены общие (гуманистической направленности, культуросообразности, личностно-деятельностного подхода,  индивидуально-творческого подхода)  и специфические принципы (эффективности социального взаимодействия, направленного на подготовку к межкультурному общению и соблюдению норм этикета, предъявления ценностей познаваемой культуры в диалоге с родной, интеграции языкового, социокультурного,  аксеологического компонентов в содержании обучения, аутентичности и значимости иноязычных материалов).

Содержание работы по формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся  в процессе изучения иностранного языка определяется теми знаниями, умениями и навыками, которые нужно сформировать у школьников, и качествами, которые нужно у них воспитать.

В модели представлено содержание в  теоретическом и практическом аспектах.

Теоретический аспект включает:

-  формирование у учащихся нравственного сознания в процессе изучения иностранного языка;

- вооружение учащихся знаниями об общепринятых нормах и правилах коммуникативного поведения в нашем обществе и формирование у них знаний об особенностях немецкого  коммуникативного поведения (слова и выражения, характерные для каждого уровня вежливости, невербальные средства общения) в следующих ситуациях: обращение, приветствие, знакомство, расставание, благодарность, просьба, совет, извинение, приглашение, поздравление, пожелание;

- формирование знаний о различиях в коммуникативном поведении белорусов и  немцев в вышеперечисленных ситуациях.

Содержание практического  аспекта работы по формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся включает:

-  формирование умений и навыков культуры коммуникативного поведения (умение выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (для этого школьнику необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул);

- умение использовать формулу речевого этикета адресованно и мотивированно,  умение проявить вежливое отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами и т.д.);

- воспитание качеств личности, свидетельствующих о наличии культуры коммуникативного поведения у подростков;

- воспитание интереса к духовным ценностям своего и других народов.

 Содержание работы по формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся реализуется через:                                                      

- формы организации учебной и внеучебной работы  (уроки,  факультатив «Культура речевого общения», клуб «Лингвист»;                         

- технологии и методы обучения (репродуктивные, проблемные,  проектные, исследовательские, игровые, интерактивные, информационно-коммуникационные);

- технологии и методы  воспитания (формирование сознания,  организация деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения, основанные на практической деятельности  школьников; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения);            - средства обучения (УМК, ИК, аутентичные тексты, образцы  коммуникативного поведения белорусов и немцев в различных ситуациях общения).

Оптимальный выбор   форм организации учебной и внеучебной работы, методов и средств обучения обеспечивает     единство целевого, содержательного и процессуального компонентов  обучения иностранному языку с выходом на необходимый уровень сформированности коммуникативного поведения (знание формул речевого этикета, применение на практике речевых формул, нравственные качества личности в процессе общения, интерес к духовным ценностям своего и других народов).

           Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности

Критерии

Уровневые показатели

высокий

средний

низкий

1.Уровень сформированности культуры коммуникативного поведения у учащихся

Учащиеся знают формулы речевого этикета: знание речевых  формул для начала общения, речевых формул, применяемых в процессе общения, для окончания общения, особенности невербального коммуникативного поведения,  невербальных средств общения   (невербальных сигналов и особенностей социального символизма). Учащиеся умеют применять на практике формулы речевого этикета и                 использовать невербальные средства общения;     выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета;   использовать формулу речевого этикета адресованно и мотивированно;                     проявить доброжелательной интонацией, мимикой, жестами  вежливое отношение к окружающим.

Учащиеся всегда проявляют в процессе общения  моральные качества личности: вежливость, внимательности, тактичность,   выдержанность, открытость, доброжелательность, терпимость и готовность к общению.

Учащиеся имеют устойчивый интерес к духовным ценностям своего и других народов, который проявляется в стремлении к изучению традиций и культуры и освоению норм речевого этикета другого народа.

Учащиеся знают формулы речевого этикета: знание речевых  формул для начала общения, речевых формул, применяемых в процессе общения, для окончания общения,  особенности невербального коммуникативного поведения,  невербальных средств общения   (невербальных сигналов и особенностей социального символизма).  Учащиеся умеют применять на практике формулы речевого этикета и      использовать невербальные средства общения, проявить доброжелательной интонацией, мимикой, жестами  вежливое отношение к окружающим, но  испытывают затруднения  в выборе уместной в определенной ситуации формулы речевого этикета, использовании формулы адресованно и мотивированно.

Учащиеся в основном проявляют в процессе общения  моральные качества личности: вежливость, внимательности, тактичность,   выдержанность, открытость, доброжелательность, терпимость и готовность к общению.

Учащиеся, осознавая значимость изучения традиций и культуры, освоения норм речевого этикета другого народа, имеют недостаточно устойчивый интерес к духовным ценностям своего и других народов.

Учащиеся не имеют целостного представления о формулах речевого этикета: знание речевых  формул для начала общения, речевых формул, применяемых в процессе общения, для окончания общения,  особенностях невербального коммуникативного поведения,  невербальных средств общения   (невербальных сигналов и особенностей социального символизма. Учащиеся  умеют проявить доброжелательной интонацией, мимикой, жестами  вежливое отношение к окружающим, однако имеют затруднения в применении  на практике формул речевого этикета и      невербальных средств общения, выборе уместной в определенной ситуации формулы речевого этикета, использовании формулы адресованно и мотивированно.

Учащиеся не всегда уделяют должного внимания стилю и способам общения, проявлению в процессе общения моральных качеств личности.

Учащиеся не имеют   устойчивого интереса  к духовным ценностям своего и других народов, который проявляется в стремлении к изучению традиций и культуры и освоению норм речевого этикета другого народа.

2.Личностное развитие учащихся: уровень сформированности социальных, познавательных, коммуникативных, рефлексивных компетенций

Учащиеся инициативны, отзывчивы, трудолюбивы, ответственны, проявляют активность в жизни и решении проблем школы, класса, окружающего социума (социальная компетенция).   Отличаются широтой познавательных интересов, познавательной активностью, самостоятельностью, мотивационной направленностью на саморазвитие и достижение успеха (познавательная компетенция). Учащиеся умеют участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, в диалогах смешанного типа, расширенной тематики, а также в ситуациях официального/неофициального общения, включая профессионально-ориентированные ситуации. У учащихся сформированы умения участвовать в полилоге, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением речевых норм и правил поведения, принятых в стране изучаемого языка, а также представлять свою страну и её культуру в иноязычной среде, выражать свои впечатления о странах изучаемого языка и их культуре (коммуникативная компетенция).                      Учащиеся имеют способность к самоанализу, объективной самооценке, самопрезентации результатов своей деятельности, владеют способами самоорганизации (рефлексивная компетенция).

Учащиеся достаточно инициативны, отзывчивы, трудолюбивы, ответственны, проявляют активность в жизни и решении проблем школы, класса, окружающего социума (социальная компетенция).   Проявляют познавательный интерес к определенной области знаний, отличаются познавательной активностью,

направленной на достижение

 запланированного результата (познавательная компетенция).              

Учащиеся в основном умеют участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, в диалогах смешанного типа, расширенной тематики, а также в ситуациях официального/неофициального общения, включая профессионально-ориентированные ситуации. Однако у учащихся недостаточно сформированы умения    участвовать в полилоге,  в том числе в форме дискуссии, с соблюдением речевых норм и правил поведения, принятых в стране изучаемого языка, а также представлять свою страну и её культуру в иноязычной среде, выражать свои впечатления о странах изучаемого языка и их культуре (коммуникативная компетенция).                      Учащиеся имеют способность к самоанализу, объективной самооценке, самопрезентации результатов своей деятельности,  недостаточно владеют способами самоорганизации (рефлексивная компетенция).

Учащиеся  отзывчивы, трудолюбивы, ответственны, но не всегда проявляют активность в жизни и решении проблем школы, класса ,окружающего социума (социальная компетенция).   Не отличаются широтой познавательных интересов, познавательной активностью, самостоятельностью (познавательная компетенция).               Учащиеся с трудом участвуют в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, в диалогах смешанного типа, расширенной тематики, а также в ситуациях официального/неофициального общения, включая профессионально-ориентированные ситуации. У учащихся недостаточно сформированы умения участвовать в полилоге, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением речевых норм и правил поведения, принятых в стране изучаемого языка, а также представлять свою страну и её культуру в иноязычной среде, выражать свои впечатления о странах изучаемого языка и их культуре (коммуникативная компетенция).                      Учащиеся не всегда правильно и объективно оценивают себя, испытывают   трудность  в самопрезентации результатов своей деятельности, недостаточно  владеют способами самоорганизации (рефлексивная компетенция).

3.Удовлетворенность субъектов образовательного процесса нововведением

80-100%учащихся, родителей, учителей удовлетворены инновационной  деятельностью, ее результатами и перспективами

50-70%учащихся, родителей, учителей удовлетворены инновационной  деятельностью, ее результатами и перспективами

Ниже 50%учащихся, родителей, учителей удовлетворены инновационной  деятельностью, ее результатами и перспективами

4. Создание педагогических условий  для формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся  в процессе изучения иностранного языка

Организованы внеклассная воспитательная работа, создающая благоприятные условия для переноса учащимися умений соблюдения норм речевого немецкого этикета в среду повседневного общения,

методическое обеспечение учебного процесса, актуализирующего процесс освоения учащимися формул речевого этикета,

подготовка учителей иностранного языка к формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся;

 создана атмосфера, способствующая повышению у учащихся мотивации формирования культуры коммуникативного поведения.

Организованы внеклассная воспитательная работа ,методическое обеспечение учебного процесса, подготовка учителей иностранного языка к формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся; создана атмосфера, способствующая повышению у учащихся мотивации формирования культуры коммуникативного поведения, но в  указанных педагогических условиях недостаточно прослеживается   взаимосвязь, что влияет на формирование культуры коммуникативного поведения у учащихся.

Педагогические условия   для формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся  в процессе изучения иностранного языка созданы формально,

отсутствует система в организации внеклассной воспитательной работы, методического обеспечения учебного процесса, подготовке учителей иностранного языка к формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся, повышении у учащихся мотивации формирования культуры коммуникативного поведения.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня сформированности культуры коммуникативного поведения у учащихся.
  2. Повышение уровня личностного развития учащихся, сформированности речевых, языковых, социально-культурных, компенсаторных, учебно-познавательных компетенций.
  3. Разработка комплекса мер по методическому обеспечению учебного процесса, направленного на формирование культуры коммуникативного поведения.
  4. Систематизация материалов национального УМК по английскому языку в соответствии с целью и задачами проекта.
  5. Повышение компетентности всех участников проекта.
  6. Создание системы научно-методического и психологического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах проекта.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.