Инновационный проект
«Внедрение модели формирования коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»
Цель проекта: повышение уровня культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»
База инновационной деятельности
Образовательный процесс в III-XI классах государственного учреждения образования "Учебно-педагогический комплекс Сыроваткинский ясли-сад-средняя школа»
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
Кадровое обеспечение
Реализацию инновационного проекта будут осуществлять:
администрация – 2 человека, педагог - 1человек.
Функциональные обязанности участников проекта
Жук С.В., директор:
- педагогическое руководство;
- ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта;
- создание благоприятных условий для участников инновационной деятельности;
-моральное и материальное стимулирование участников инновационной деятельности.
Сухаревская А.П., заместитель директора по учебной работе:
- методическое сопровождение инновационной деятельности;
- координирование действий участников инновационной деятельности;
- поэтапное отслеживание результатов инновационной деятельности,
- совместное с учителем предоставление промежуточных, итоговых отчётов о результатах инновационной деятельности;
- обобщение опыта, его диссеминация.
Беницевич Л.Б., учитель немецкого языка:
- организация образовательной деятельности в контексте темы проекта;
-повышение уровня знаний и умений в области теории и технологии формирования уровня коммуникативной культуры у учащихся;
- ведение дневника наблюдений участника инновационной деятельности;
- отслеживание уровня сформированности уровня коммуникативной культуры в соответствии с разработанными критериями;
- подготовка отчёта по результатам инновационной деятельности.
Материально – техническое обеспечение
Лингафонный кабинет, мультимедийная установка, интерактивная доска, мобильный компьютерный класс, информационно – библиотечный центр
Сроки проведения инновационной деятельности: 2015 – 2018 г.г.
Финансово – экономическое обоснование инновационного проекта
Реализация инновационного проекта осуществляется за счёт средств бюджета. Согласно приложению к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.10. 2000 № 6 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012, № 93) повышаются тарифные ставки руководителям учреждения образования (директору, заместителю директора по учебной работе на 20 %, учителям на 15 % на период апробации и внедрения педагогических инноваций по решению Министерства образования Республики Беларусь.) Предполагается использование внебюджетных средств. Возможно привлечение благотворительной и спонсорской помощи.
Актуальность проекта
Культура коммуникативного поведения – это осуществление эффективной коммуникативной деятельности при общении с представителем своей или другой национальности, предполагающее проявление соответствующих качеств личности в процессе общения, опирающееся на знания особенностей общения в различных ситуациях, умения и навыки эффективного применения знаний на практике.
Коммуникативное поведение рассматривается учеными как совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Его основу составляет вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях, то есть речевой этикет. Речевой этикет любого народа сочетает в себе национальные, интернациональные и общемировые особенности. Высокий уровень сформированности культуры речевого этикета позволяет личности прочувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином поликультурной страны, субъектом мировой цивилизации. Увеличение контактов между различными народами обусловливает потребность отдельных личностей, общества и государства в осуществлении такого общения людей – представителей различных лингвокультурных общностей, которое способствовало бы облегчению контактов, помогало бы предотвращать возможные конфликты. Это становится возможным при наличии у людей высокой культуры коммуникативного поведения.
Формирование культуры коммуникативного поведения, обучение правилам речевого этикета и формирование навыков выполнения этих правил может и должно происходить в раннем возрасте, однако наибольшую значимость эта задача приобретает в работе с подростками. Находясь на пороге взрослой жизни, школьники начинают более осмысленно относиться к взаимоотношениям с людьми. Для подростков характерно проявление интереса к требованиям, предъявляемым обществом, и тому, насколько они сами, их знания, умение вести себя в стандартных коммуникативных ситуациях соответствуют этим требованиям. В связи с этим представляется актуальным формировать культуру коммуникативного поведения у учащихся подросткового возраста, так как у них есть стремление и мотивация к повышению культуры своего общения.
Значимость исследования данной темы объясняется ещё тем фактом, что описание коммуникативного поведения народа стало весьма актуальным в связи с расширением межнациональных контактов, повышенным интересом к межкультурной коммуникации и межкультурному пониманию, национальной самобытности разных народов.