Не верьте тому, кто скажет, что учиться – очень просто. Впрочем, и ничего сверхсложного в том, чтобы грызть гранит науки без особых проблем, тоже нет. Главное, чтобы этот вопрос задавали себе не «мама-папа-бабушка-дедушка-дядя-тетя-учительница», обеспокоенные судьбой ребенка, а сам учащийся. И не важно, кто Вы – школьник, едва выучивший азбуку или старшеклассник, на пороге ответственного экзамена. Три слагаемых позволят добиться успехов в любом возрасте и на любой ступени образования. Итак,чтобы хорошо учиться тебе понадобятся: желание, план и определенные навыки. Но обо всем – по порядку.
МОТИВАЦИЯ
«Учиться всегда пригодится», – твердят на каждом углу взрослые. Так что это правило тебе, наверняка, хорошо известно. И если ты до сих пор учишься плохо или так себе, значит, по большому счету это тебя вполне устраивает. И пока ты сам не захочешь учиться хорошо, никакие новомодные методики преподавания тебе в этом не помогут.
В чем же дело? Может, тебе просто лень? Наверняка. Однако лень, как правило, всего лишь – следствие, результат. А причина, скорее всего, – в отсутствии мотивации. Попросту говоря, ты до сих пор так и не понял, а зачем тебе, вообще, нужна вся эта головная боль в квадрате? Но занятие, лишенное какого бы то ни было смысла, не может вызывать ничего, кроме раздражения и разочарования. Какое уж тут желание учиться?! И до успешной успеваемости, при таком раскладе – дальше, чем до луны.
Возможно, тебе просто не повезло. Если мысль о том, по какой именно причине стоит учиться именно в твоем случае, до сих пор не пришла тебе в голову. Но шанс еще есть. Ведь, на самом деле, смыслов для успешной учебы – сразу несколько.
Во-первых, определенный набор знаний, подтвержденных хорошим аттестатом – самая надежная путевка в мир возможностей. Конечно, даже «золотому» медалисту никто не гарантирует место президента нефтяной компании. Однако попасть в структуры, близкие вам по духу и содержанию, со вполне приличным окладом и соцпакетом, без комплексных знаний и умений, практически, невозможно. Тем более в условиях все более жесткой конкуренции на рынке труда.
Во-вторых, если тебе, по каким-то причинам не нравится сложившийся круг общения, хорошая учеба, наверняка, поможет разнообразить твои собственные интересы и, соответственно, вырваться за рамки общества, которое ты давно перерос.
В-третьих, ты и сам не знаешь, какие знания и где тебе могут пригодиться в жизни. И чем больше полезных сведений будет в твоей голове, тем больше шансов не попасть впросак или, наоборот, не пропустить что-то важное и интересное.
Ну и, в-четвертых, быть троечником сегодня уже просто не модно. А вот хорошо учиться и разбираться, хотя бы в одном-двух предметах лучше отсталых нынче считается нормой. Быть успешным, в том числе, и в учебе – это модно, престижно и стильно.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Со смыслом немного разобрались. Теперь все твои безудержные стремления к знаниям надо как-то систематизировать. Постарайся запомнить и всякий раз следовать несложным рекомендациям, которые позволят навести порядок не только на полках, но и в твоих мыслях.
1. Чтобы почувствовать себя уверенным и собранным, разгреби завалы на своем рабочем столе и вокруг него. Разложи перед собой книги, учебники и тетради, которые, наверняка, пригодятся тебе уже сегодня.
2. Дальше – естественный отбор. То есть сначала выбери тройку самых сложных и больших заданий, с которыми тебе предстоит справиться.
Например, это может выглядеть так:
1) решить уравнения по математике,
2) подготовить выступление по истории,
3) выполнить упражнения по английскому. Затем добавь к списку несколько более легких заданий, допустим:
4) вызубрить правила по русскому,
5) проштудировать две главы по литературе,
Конечно, в каждом конкретном случае количество и содержание пунктов может быть разным.
Ну и последнее, выбираем из всего списка самые неотложные дела. То есть то, что непременно нужно сделать срочно, прямо к завтрашнему дню. И, возможно, это будет выглядеть примерно следующим образом:
1) подготовить выступление по истории,
2) выполнить упражнения по английскому,
Вот именно с последней тройки дел и начни. И только после выполнения «горящих» дел, можно немного расслабиться и посмотреть любимый телесериал.
3. Но помни, если на этом этапе дать себе слабину – все пойдет прахом! С перекусами и «ой, ну-ка, разок сыграну в стрелялки…», три выбранных задания могут растянуться на весь день. Поэтому обязательно установи, хотя бы ориентировочно, срок выполнения каждого пункта. Готово? Удалось уложиться, к примеру, в 30-40 минут? Хорошо. Нет – передохни немного и затем продолжи свои изыскания. При этом постарайся сделать так, чтобы отдых принес тебе настоящее удовольствие и не затянулся до вечера. Если по ходу выполнения заданий тебе нужно покопаться в Интернете, пренебрегать виртуальным ресурсом, конечно же, не стоит. Но и лазить по разнообразным ссылкам, которые не имеют к урокам прямого отношения, занятие бесперспективное. Слишком уж крепки объятия Всемирной паутины, из которой так трудно бывает выпутываться.
4. Не забывай вычеркивать из списка выполненное задание. Это придаст стимула для выполнения оставшегося объема. Передохни несколько минут: послушай свою любимую музыкальную композицию, потанцуй, сделай пару упражнений для глаз или спины, выпей чаю с шоколадом и – опять за дело.
НАВЫКИ
Раз уж со смыслом и планом действий мы определились, осталось понять, что конкретно нужно уметь, чтобы учеба шла быстрее и эффективнее.
1. Как ни странно, очень важно учиться говорить «НЕТ». Как самому себе, так и друзьям-приятелям. Иначе даже самые дерзновенные планы пойдут прахом от одного звонка какой-нибудь подруги-болтушки. Есть люди, которые способны болтать часами, и их совершенно не интересует, входит ли столь затяжной диалог в твои планы. Зато быстро разделавшись с делами, ты со спокойной совестью сможешь и поболтать с приятелями, и освоить новую компьютерную игру, и полистать новый модный журнальчик. Разве не это – твой главный приз?
2. Кстати, читай, как можно больше и не только «по программе». Это поможет связать, на первый взгляд, далекие друг от друга явления и сделает процесс обучения более простым и осмысленным.
3. Развивай память. Есть масса упражнений для расширения границ наблюдательности и памяти, но, главное, не стоит бездумно пробегать глазами текст, надеясь побольше запомнить, но не перегрузить мозги. Давно доказано, что человек использует лишь малую часть возможностей своего мозга. Да и, как мы уже говорили, никто не знает, какая информация в итоге окажется для тебя лишней, а какая полезной.
4. Большие тексты лучше не заучивать, глядя на ночь. Прочитай материал разок, а более тщательную работу над ним отложи до утра. В конце концов, встать на час раньше – не такая уж трагедия.
5. Чтобы лучше запомнить информацию, пытайся подбирать к ней ассоциации из своей жизни. Подумай, где это встречается, и как работает за пределами школьных опытов. И толку будет больше, и запомнится быстрее.
6. Научись переключаться с одного задания на другое, с легкого на более трудное и наоборот. Относись к любым трудностям, как к временному явлению, и не пытайся за каждым случайным проколом искать свидетельства собственной никчемности. Не сдавайся и попробуй следовать нашим рекомендациям хотя бы месяц. А если добавишь к ним парочку своих советов, учиться станет не только проще, но и интереснее.
СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если вдруг чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приёмов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.
9. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
10. Убери со стола всё лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, всё убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
11. Между уроками делай перерывы.
12. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
13. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
14. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чём или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
15. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
16. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
17. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
18. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
19. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5П», разработанный американскими психологами. По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
МЕТОД «5 П»
1 П — Просмотри текст (бегло).
2 П — Придумай к нему вопросы.
3 П — Пометь карандашом самые важные места.
4 П — Перескажи текст.
5 П — Просмотри текст повторно.
21. Составляй план устного ответа.
22. Проверяй себя. У тебя все получится!
Помни, мы лучше всего запоминаем:
- то, чем постоянно пользуемся;
- то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
- то, что нам нужно;
- то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
- то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
- Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.
- Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
- Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
- После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
- К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
- Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
- После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
- Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
- Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Выполнение домашнего задания является неотъемлемой частью процесса обучения. От того насколько качественно оно будет подготовлено, зависит не только продуктивность последующей работы на уроке, но и душевное равновесие и моральное удовлетворение учащегося. Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые позволят вам хорошо подготовиться к уроку.
I- IV классы
Готовим домашнее задание:
1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, ручку, карандаш, линейку.
3. Правильно расположите их на рабочем столе.
4. Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
5. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
6. Выполняй задание четко, аккуратно. Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18 минут.
7. Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.
V- VIII классы
Учись правильно выражать свои мысли:
1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
3. Накопление активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова употребляемые в переносном смысле.
4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы её построения.
5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов - это обедняет речь.
6. Следи за построением предложения, избегай особенно сложных конструкций.
7. Ежедневно читай вслух по 15 - 20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, оттенок речи.
IX- XI классы
Работа над докладом (сообщением)
1. Подготовьте рабочие материалы.
2.Составьте развернутый план вашего выступления.
3. Подумайте, как лучше начать доклад (с сообщения темы, постановки вопроса или интересного факта, пословицы и т.д.) и как лучше его закончить (повторением основной мысли или выводом, советами).
4. Запишите основные положения, аргументы, факты, переходы - "мостики", начало и конец доклада.
5. Пишите на одной стороне листа крупным, чётким почерком, оставляя поля и просвет между строчками, особенно чётко пишите фамилии людей, географические названия и даты.
6. Сделайте пометки о том, что надо выделить голосом, где сделать паузу.
7. Запишите на отдельные карточки цитаты - так легче воспользоваться ими в процессе доклада.
8. Прорепетируйте доклад дома: проверьте, как вы владеете материалом и укладываетесь в отведённое время.
Как работать над конспектом
Конспект (лат. - обзор, изложение) - как можно более краткое и в то же время наиболее полное изложение основного содержания произведения.
1. Внимательно прочитайте текст произведения целиком, устанавливая основные идеи, главные факты.
2. Сделайте пометки, закладки и т.д. Выберите, учитывая свою цель, вид конспекта (плановый, текстуальный, тематический или свободный).
3. Не злоупотребляйте цитированием и подробным пересказом. 4. Используйте сокращения.
5. Выделяйте цитаты и наиболее важные места (например, подчёркивание другим цветом).
6. Конспектируя, оставляйте свободные места, поля для заметок, пополнений.
7. Снова вернитесь к произведению, сделайте необходимые уточнения и дополнения.